5 Ноября 2025
Одна из самых горячих проблем строительной отрасли, которая пока не имеет решения, - острый дефицит квалифицированных кадров, и более всего – рабочих кадров. Один из источников таких кадров – выпускники колледжей. Однако статистика, собранная Национальным объединением строителей, показывает, что до стройки доходит только каждый пятый молодой специалист, а через три года на стройке остается только 10% выпускников учебных заведений. Одна из причин – студенты слабо представляют себе реалии своей будущей профессии, а полученные знания и навыки не всегда востребованы на реальной – холодной, тяжелой и архаичной – стройке.
Как удержать молодежь в строительной отрасли? Это один из основных вопросов, который обсуждали участники дискуссии «Ключевые тенденции в подготовке и развитии строительных кадров» в Москве. Помимо традиционных предложений о ранней профориентации и моральной мотивации молодых специалистов (материальная пока явно отстает от средней по рынку), весьма интересный опыт работы с абитуриентами, студентами и работодателями представил директор Новосибирского архитектурно-строительного колледжа Сергей Аверьяскин.
Первоначальная ситуация, с которой столкнулся колледж, отражает общую тенденцию в системе среднего профессионального образования: весьма большое количество абитуриентов, поступающих на строительные специальности, не имеют четкого представления о профессии и рассматривают обучение в колледже как временную альтернативу поступлению в вуз. Это приводит к высокому отсеву студентов на первых курсах обучения, низкому проценту трудоустройства по полученной специальности и, как следствие, к увеличению дефицита кадров в отрасли. В колледже решили искать решение этой проблемы именно с максимально раннего погружения студентов в будущую специальность.
Решающим фактором стало стратегическое партнерство с одним из крупнейших девелоперов Новосибирска, специализирующимся на строительстве жилья премиум-класса. Руководство компании предложило колледжу взаимовыгодное сотрудничество, направленное на повышение мотивации студентов, формирование у них практических навыков и компетенций, соответствующих современным требованиям строительной отрасли. В рамках этого весьма успешного партнерства был реализован комплекс мероприятий, включающий следующие ключевые элементы:
- Организация ознакомительных экскурсий на передовые строительные площадки: студенты получили уникальную возможность посетить современные строительные объекты, ознакомиться с передовыми технологиями, применяемыми при строительстве, и получить представление о системе управления проектами. Особое внимание уделялось соблюдению стандартов безопасности и охраны труда.
- Вовлечение студентов в реальный производственный процесс различных отделов компании: студентам предоставлялась возможность пройти стажировку в различных подразделениях компании, включая производственно-технический отдел (ПТО), отделы технического надзора, архитектурное бюро, отдел логистики, а также в управляющей компании, осуществляющей эксплуатацию построенных жилых комплексов. Это позволяло им получить ценный практический опыт и понять специфику работы каждого отдела.
- Участие студентов в совещаниях и встречах высшего руководства компании: наиболее перспективные студенты были интегрированы в рабочий процесс на уровне генерального директора, что позволило им получить представление о процессе принятия управленческих решений, стратегическом планировании и управлении рисками. Это дало им возможность взглянуть на строительный бизнес изнутри и понять взаимосвязь между различными подразделениями компании.
В строители – по призванию или хотя бы интересу
Параллельно с ранней профориентацией колледж разработал и внедрил комплексную систему профессиональных проб, охватывающую все направления подготовки специалистов для строительной отрасли. Основными целями данной системы являлись:
Раннее выявление и отсев незаинтересованных или неподходящих для профессии студентов: данный аспект является особенно важным, так как позволяет работодателям с первых курсов выявить наиболее мотивированных и перспективных студентов, которые после окончания колледжа хотят работать по специальности. Более того, такие шаги позволили снизить количество отчисленных или добровольно ушедших из колледжа студентов, повысить общую успеваемость и давать знания тем, кто действительно заинтересован в профессии. Сергей Аверьяськин привел интересную цифру: без системы профессиональных проб до 30% студентов могут оказаться в колледже случайно, не имея четкого намерения работать по специальности. Адаптированный подход к раннему определению помогает решить эту проблему.
- Формирование карьерной грамотности и осознанного выбора профессии у абитуриентов и студентов: очень интересный опыт, основанный на углубленном тестировании и консультировании абитуриентов, что помогает им оценить свои профессиональные склонности, способности и интересы. Абитуриентам, которые подали заявление в колледж, преподаватели подробно рассказывают о специфике строительных специальностей, перспективах карьерного роста и уровне заработной платы в отрасли. Для очень многих вчерашних школьников такое собеседование становится неким откровением и пониманием того, куда они намерены поступать и кем затем работать. Так, на востребованную специальность "Информационное моделирование зданий и сооружений (BIM)" на 25 бюджетных мест было подано 950 заявлений. После проведения углубленного профориентационного тестирования и консультаций количество абитуриентов, осознанно выбравших данную специальность, составило 70 человек. Примерно также развивается ситуация и после собеседования по другим специальностям, где изначально подается очень много заявлений (на специальность «Дизайн» было подано 800 заявлений, на специальность «Строительство» - до 1500 заявлений). В итоге довольно многие абитуриенты передумывают идти «учиться на строителя» - а это значит, что отсев с первого курса будет минимальным.
- Индивидуализация образовательного процесса и адаптация учебных программ к потребностям отрасли: на основе результатов профессиональных проб, интересов работодателей и индивидуальных способностей студентов им предоставляется возможность получить дополнительное профессиональное образование (ДПО) по выбранному направлению. При этом учебные программы ДПО разрабатываются с учетом требований конкретных компаний строительной отрасли и направлены на приобретение студентами углубленных знаний и навыков, необходимых для успешной работы по специальности. Это позволяет повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и обеспечить их трудоустройство.
- Обеспечение практического обучения в условиях, максимально приближенных к реальной стройке: в колледже созданы специализированные производственные зоны, имитирующие реальные условия работы на строительных объектах. Эти зоны создаются в тесном сотрудничестве с работодателями и оснащаются современным оборудованием и инструментами. Студенты получают возможность приобретать практические навыки без отрыва от учебного процесса, что позволяет им адаптироваться к реалиям строительной отрасли.
- Активное вовлечение всего педагогического коллектива в процесс профессиональной подготовки: все преподаватели колледжа, включая преподавателей общеобразовательных дисциплин, вовлекаются в систему профессиональных проб. Они посещают строительные объекты, участвуют в мастер-классах, проводимых работодателями, и знакомятся с новейшими технологиями и тенденциями в строительной отрасли. Это позволяет им лучше понимать специфику строительных специальностей и адаптировать свои уроки, делая их более актуальными и интересными для студентов.
Одним из ключевых преимуществ системы профессиональных проб стала возможность так называемой «внутренней миграции» студентов между различными специальностями на ранних этапах обучения. Это позволяет студентам, которые разочаровались в первоначальном выборе профессии, переориентироваться на другую специальность, более соответствующую их интересам и способностям. Колледж специально формирует параллельные группы и предоставляет возможность студентам в течение первых двух месяцев обучения изменить свой выбор по обоюдному согласию, что позволяет сократить отсев и повысить мотивацию к обучению. До 30 человек за поток принимают решение о смене направления подготовки.
И еще один принципиальный момент, который отметил Сергей Аверьяськин, - это развитие целевого обучения студентов. Механизм в целом не новый, он позволяет работодателю направить на обучение конкретных студентов, финансировать это обучение и даже выплачивать стипендию. Зато по окончании колледжа эти студенты придут на работу в конкретную компанию, заранее зная и свою должность, и условия труда, и размер зарплаты. Очень важно донести до работодателей, что целевое обучение - это не только финансовые вложения, но и вклад в будущее предприятия. Необходимо создавать условия, при которых работодатели будут видеть реальную отдачу от сотрудничества с колледжами и смогут минимизировать риски, связанные с целевой подготовкой кадров. Новосибирский колледж активно делится своим опытом, чтобы показать, что целевых договоров не стоит бояться.
Сочетание этих двух подходов дает впечатляющие результаты. Уже через две недели после старта программы количество студентов, желающих работать по полученной специальности, возросло в несколько раз. 18 студентов заключили целевые договоры с девелоперской компанией, а большинство выпускников успешно трудоустроены в различных сферах строительной отрасли.
Успешный опыт Новосибирского колледжа наглядно показывает, что пришло время нового подхода к подготовке кадров для строительной отрасли. Выбор строительного колледжа должен стать для абитуриентов сознательным шагом, первым шагом в профессию, а не потому, что в другие поступить не получилось или этот ближе к дому. Хочется верить, что в ближайшие годы новосибирские строительные компании пополнятся новыми и энергичными молодыми специалистами.
Роман Поршнев
https://ancb.ru/publication/read/20393




